669001 Иркутская обл., Эхирит-Булагатский р-он, пос.Усть-Ордынский, ул.Ленина, д.34

Версия для слабовидящих
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать колледж лучше?
Важные телефоны

Телефон доверия: 8 (39541) 3-01-84
ОГБПОУ «УСТЬ-ОРДЫНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. ШОБОГОРОВА М.Ш.» 


Главная » Студентам » Советы психолога. Как стать психологически устойчивым Перед сессией

Советы психолога. Как стать психологически устойчивым Перед сессией

советы психолога      

Зародилось много «мифов» о психологах. Хотелось бы их развеять.

Предлагаю Вам взглянуть на работу психолога по-новому:

Миф 1. «Психолог – тот, кто работает с психами. Психолог и психиатр - одно и то же»

Правда: Врач-психиатр - это специалист в области лечения психических заболеваний (например, шизофрения). Использует преимущественно медикаментозные методы лечения (лекарства, таблетки).

Психолог - специалист, который консультирует ЗДОРОВЫХ людей в ситуациях затруднения в различных сферах жизни (проблемы в учёбе, семейные отношения, отношения в коллективе, отношения между детьми и родителями, проблемы в общении, выбор жизненного пути, саморазвитие, конфликтные ситуации и многое другое).

ПСИХОЛОГ – НЕ ВРАЧ, ОН НЕ СТАВИТ ДИАГНОЗА, НЕ ЛЕЧИТ.

 

 

Миф 2. «К психологу приходят только слабые и глупые люди, которые сами не могут решить свои проблемы»

Правда: К психологу обращаются люди, которые ощущают потребность что-то изменить, разрешить проблему и найти верный путь в жизни. Психолог готов быть рядом, когда вам тяжело. Это человек, обладающий профессиональной информацией, но без готовых ответов на все случаи жизни, ведь каждый случай индивидуален. Поэтому психолог лишь подскажет и поможет, а решение всегда останется за вами.

Миф 3. «Если ты обратился к психологу - об этом станет известно всему колледжу»

Правда: основное правило работы психолога, и особенно практического психолога –

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ. Никто без вашего согласия не узнает, с каким вопросом вы обратились к психологу, о содержании вашей с ним беседы, а зачастую даже и о самом факте вашего обращения. Это же касается и результатов психологического тестирования, которое проводится в колледже. О ваших конкретных результатах знает только психолог. Классному руководителю предоставляются материалы в обобщённом виде (напр. так: 70% обучающихся группы выполнили тест с высокими показателями; 30% - со средними и т. д.).

 

 

Как стать психологически устойчивым Перед сессией

Подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши.

Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах.

Перед началом подготовки к экзаменам необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить незнакомый, новый.

Составьте план на каждый день подготовки. Необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться.

 

С чего начать и как готовиться

Время подготовки к экзамену надо разумно распределить. Не следует заниматься по многу часов без перерывов. Лучше учить блоками — усвоил тему, закрепил ее — и отдохнул. Затем кратко повторил, что заучил, и — за новую тему.

К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз — утром.

Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме, а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также практиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала.

Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа.

Обязательно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время заняться нейтральными делами (прогулка).

Если у вас устали глаза

Не вставая с кресла, примите удобное положение — спина прямая, глаза открыты, взгляд устремлен прямо. Выполнять упражнения необходимо легко, без напряжения.

Снимаем нагрузку с мышц, участвующих в движении глазного яблока: взгляд влево-прямо, вправо-прямо, вверх-прямо, вниз-прямо, без задержки в отведенном, положении.

Изменение фокусного расстояния: смотреть на кончик носа, затем вдаль. Смотреть на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, затем вдаль. Повторить несколько раз.

Сжать веки, затем моргнуть несколько раз.

Закончить гимнастику необходимо массажем век, мягко поглаживая их указательным и средним пальцами в направлении от носа к вискам, а затем потереть ладони, легко, без усилий, прикрыть ими закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (на 1 мин.). Представить погружение в полную темноту.

Накануне экзамена

Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы повторить изученный материал. Заниматься лихорадочной зубрежкой в последние часы непродуктивно. Судорожное наверстывание учебного материала не поможет. От таких занятий в голове остается мешанина.

Настраивайтесь на ситуацию успеха, мысли о провале и собственных страхах старайтесь не замечать, гоните их, не «зацикливайтесь» на них;

С вечера перестаньте готовиться, выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением силы и бодрости.

Оставшееся время полезнее посвятить подготовке к предстоящему испытанию организма, утомленного интеллектуальной и эмоциональной перегрузкой.

Вечером перед экзаменом целесообразнее заняться любым отвлекающим и успокаивающим делом: выйти на короткую прогулку. Для того чтобы «разгрузить мозги», накануне экзамена очень полезно посмотреть комедию или юмористическую передачу.

Перед экзаменом важно как следует выспаться!

Для того чтобы ты без труда смог уснуть, во второй половине дня накануне экзамена исключи из своего рациона кофе, чай, шоколад, колу.

За 30-40 минут до сна полезно выпить стакан теплой воды, в которой разведена 1 ст. ложка меда, обладающего свойством укреплять нервную систему.

Лежа в постели в расслабленном состоянии постарайся представить себе процесс сдачи предстоящего экзамена.

 

Предэкзаменационный рацион

Сон накануне экзамена будет крепким и поможет максимально восстановить силы, если использовать для приготовления ужина подходящие продукты. Предпочтительно есть на ужин блюда, содержащие сложные углеводы (макароны, рис, овсяная каша), и избегать блюда с высоким содержанием белка. Ужин накануне экзамена может состоять из овощного салата или рагу с птицей или рыбой. Способствуют сну также йогурт с крекерами, бутерброд с сыром, фрукты. Снотворное действие на организм оказывает молоко.

За 30-40 минут до сна полезно выпить стакан теплой воды, в которой разведена 1 ст. ложка меда, обладающего свойством укреплять нервную систему.

Не следует употреблять на ночь мясо, колбасу и сосиски, консервированные продукты, картофель, квашеную капусту, помидоры, баклажаны, а также острые блюда и продукты с высоким содержанием сахара, так как они препятствуют хорошему сну.

Как вести себя во время экзамена

Взяв билет, сосредоточьтесь на словах «Я спокоен», медленно повторите их 5 – 6 раз.

Подготовку к ответу начните с того вопроса, который помните лучше всех, попутно на полях записывайте то, что у вас «всплывает» по другим вопросам.

Не пишите подробный текст ответа. Гораздо лучше, составив план ответа, продумать, что вы будете рассказывать. Так как чтение вашего ответа с листа производит неблагоприятное впечатление на экзаменатора.

Что делать если у вас дрожат руки

Для устранения этого явления хорошо помогает проговаривание формулы самовнушения: «Мои руки мягкие и теплые», сопровождая эту фразу соответственными мысленными представлениями. Для достижения большего эффекта можно мысленно представить себе, что поток выдыхаемого теплого воздуха проходит через руки, нагревая их. Тогда первая часть фразы «Мои руки…» произносится на вдохе, а вторая «…мягкие и теплые» — на выдохе, причем подкрепляется соответствующим мысленным представлением: потока теплого воздуха, выходящего из легких и «льющегося» по рукам

 

Как быстро успокоиться во время экзамена

Упражнение 1

На экзамене, чтобы быстро успокоиться и сосредоточиться проведите данное упражнение несколько раз: на счет 1-4 вдох, на счет 1-4 задержите дыхание, на счет 1-4 выдох.

Когда письменный ответ написан или сделано задание, отложите работу в сторону. Закройте глаза и сосредоточьтесь. Сделайте глубокий вдох через нос, задержите дыхание на 5-10 сек., медленно выдохните (бесшумно) через рот.

Снова задержите дыхание на 2-3 секунды. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, медленно плавно выдохните. Вы ничего не хотите добавить к своему ответу?

Упражнение 2

Можно добавить к дыханию формулы самовнушения. После расслабления, с активным выдохом в конце фразы:

Мой мозг работает хорошо. Мысли ясные, четкие, я уверен в себе

Моя память работает хорошо. Я все помню

Я ощущая бодрость и уверенность в себе.

Моя речь спокойная, уверенная, неторопливая

Помните, что успех на экзамене зависит только от вас самих!

 

 

Советы первокурсникам

  1. Улыбайтесь. В новом коллективе старайтесь почаще улыбаться. В начале Вашего пребывания в коллективе о Вас формируется первое впечатление. Если Вы напряжены и неприветливы, у коллектива сложится соответствующий образ. В перспективе повлиять на первое впечатление о Вас будет невероятно сложно.
  2. Не ведите себя высокомерно. Смена места – это всегда стресс. В первые дни нахождения в коллективе человек (особенно если он стеснителен и застенчив), чаще всего склонен вести себя напряженно, избегать контактов, замыкаться в себе. Это происходит потому, что вхождение в коллектив является стрессом для любого человека. Такое Ваше холодноватое отношение могут расценивать как высокомерие. Поэтому, как бы ни было трудно в первые дни, старайтесь не «закрываться» от людей, контактировать, обращаться за помощью и улыбаться.
  3. Проявляйте доброжелательность с одногруппниками и преподавателями.
  4. Принимайте коллектив таким, каков он есть. Принимать людей такими, какие они есть очень сложно. Хочется, чтобы люди были такими, какими мы их хотим видеть. А они разные – каждый со своим опытом и багажом проблем. Не злитесь и не огорчайтесь, и не стремитесь переделать человека – это невозможно. Учитесь терпимости.
  5. Учитесь трудолюбию и не ленитесь. Помните, Вы на виду у коллектива и его мнение о Вас может стоить Вам дорого или наоборот стать хорошим стартом для новых отношений.
  6. Будьте готовы помогать другим. Если вы видите, что у Вашего одногруппника есть проблемы, а у Вас есть свободное время, предложите ему помощь. Это всегда положительно оценят Ваши одногруппники и преподаватели.
  7. В сложных ситуациях не хитрите и, не изворачивайтесь. Помните, «нет ничего тайного, что бы ни стало явным». Лучше вовремя сообщить об ошибке, чем со страхом ждать, что ее раскроют и накажут.
  8. Не обсуждайте других.
  9. Если вы заметили, что в коллективе есть деление на микрогруппы, старайтесь не входить в них и общаться со всеми. Этим Вы избежите многих неприятностей, ведь люди в коллективе меняются.

Развиваем дикцию

Читайте вслух этот текст ежедневно и через 2 недели вы удивитесь возможностям своей речи. Для начала стоит проговорить текст медленно. Когда вы сможете выговорить чистоговорку медленно, четко и ясно, отчеканивая каждый звук, беззвучно проработайте артикуляцию. Отработав движения губ, произнесите текст шёпотом. Помните: чтобы научиться говорить быстро - нужно научиться говорить медленно!

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал дорапортовывал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара к крале в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, вот и не до бомбардира ворам было, и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках: санки скок, Сеньку в бок, Соньку- в лоб, все- в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел; Сонька же Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки аккурат в медовик, но ей не до медовика Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, что у ужа ужата, а у ежа ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, о всем о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка не пытка.

 

Упражнения для памяти

Есть много способов улучшить память. Самое удивительное, что ими в какой-то степени владеет каждый из нас, сам того не подозревая. Человеческий мозг настолько хорошо приспособлен к постоянному развитию, что самостоятельно вырабатывает новые технологии запоминания. А если предпринять сознательные усилия по укреплению памяти, то наша эффективность в работе и жизни многократно возрастет.

Емкость человеческой памяти неограниченна, однако ее потенциал мы используем далеко не полностью. Механическое заучивание наизусть, к которому часто прибегают перед экзаменами школьники и студенты, - самый непродуктивный способ запоминания. В этом случае материал лишь слабо закрепляется «на поверхности» памяти и через неделю после экзамена улетучивается из головы. Есть куда более эффективные приемы.

Древний философ справедливо заметил: «Хорошую память имеет тот, кто способен сконцентрироваться и дать время впечатлениям, которые он полагает драгоценными, пустить корни в душу...» Современные методики укрепления памяти строятся именно на такой основе. Основные усилия направляются на повышение способности к восприятию и создание ассоциативных образов. Образно эти приемы можно назвать «мостиками для памяти».

Хотите сосредоточиться? Дышите глубже

Чтобы хорошо запоминать, надо уметь концентрироваться на предмете. Но наше внимание часто распыляется на массу происходящих вокруг мелких событий, из-за чего главное ускользает.

 Например, вы готовитесь к выступлению и хотите запомнить текст своего доклада. Для вас должен существовать только этот текст, а все остальное - исчезнуть из сознания. Как этого достичь?

 Давно замечено, что в спокойном, расслабленном состоянии гораздо легче сосредоточиться. Погрузить себя в такое состояние можно с помощью дыхательных упражнений.

Упражнение 1

 Сделайте глубокий вдох носом и задержите дыхание на пять секунд, одновременно сложив ладони вместе и сжимая их. Затем медленно выдохните через рот и разожмите Руки. Проделайте это упражнение пять раз, и вы почувствуете, что готовы воспринимать и запоминать.

Упражнение 2

 Сядьте в удобное кресло с прямой спинкой, держите спину прямо, а плечи и шею расслабленными. Опустите руки на колени ладонями вверх и закройте глаза. Глубоко вдохните через нос, считая до четырех (живот надувается, как воздушный шар), задержите дыхание, считая до четырех, затем выдыхайте медленно, считая до шести (живот опять становится плоским), и задержите дыхание, считая до двух. Продолжайте дышать в этом ритме 10-15 минут, концентрируя внимание исключительно на дыхании.

Эти упражнения хорошо подготавливают к умственной работе, помогая человеку сконцентрироваться и насыщая его мозг кислородом. А чтобы улучшить свое психо-эмоциональное состояние и повысить интеллектуальные способности (в том числе и память), их полезно выполнять каждый день - утром и вечером.

Ассоциативные мостики

Вы, вероятно, замечали, что легче всего запоминается то, что действительно интересно. При недостаточном интересе требуется больше усилий, чтобы сконцентрироваться. А причина слабого интереса чаще всего - поверхностное, небрежное знакомство с предметом. Отсюда и «плохая память». Лучше запомнить меньше, но зато основательно.

Сначала хорошенько обдумайте, что вы хотите запомнить. А потом - дело за техникой. Есть такой прием - ассоциативные мостики. Смысл его в том, чтобы ключевые слова и предложения соединить с какими-нибудь знакомыми вам образами. То есть перекинуть ассоциативный мостик от новых представлений к прежним, уже хорошо усвоенным. Это самый эффективный способ запоминания - присоединение нового материала к уже глубоко закрепленному в памяти. Лучше всего, если новые факты удается связать с чувствами, пережитыми ранее, - тогда возникает ощущение узнавания и процесс запоминания происходит быстрее. Ведь ничто не забывается целиком, «следы» остаются от всего выученного.

У разных людей хорошо развиты разные виды памяти. Сделайте акцент на той, кото-рой владеете лучше. Если это зрительная память - читайте, чтобы запомнить, потом нужная страница обязательно всплывет перед глазами; если у вас лучше моторная па-мять - перепишите материал; если слуховая - читайте вслух себе и другим, просите почитать окружающих.

А для закрепления необходимо повторение, но не механическое. И здесь пригодятся три практических совета.

 ♦ Прочтите вслух ту часть материала, которую особенно важно запомнить, - это способствует лучшей работе памяти, так как одновременно задействованы и зрение, и слух.

 ♦ При повторении делайте перерывы (созидательные паузы). Намного эффективнее заниматься по часу в день в течение двух дней, чем два часа в один день, потому что во время перерыва между занятиями в подсознании продолжается закрепление мате-риала. Как показали психологические эксперименты, часть выученного забывается очень быстро, но затем забывание идет медленнее. Начинайте повторение раньше, чем начнется стадия медленного забывания.

 ♦ Наряду с простым повторением применяйте повторение комбинированное, то есть ищите точки соприкосновения между разными частями пройденного. Усвоенный мате-риал должен представлять собой не совокупность отдельных деталей (так он забудется быстрее всего), а целостное знание, элементы которого объединены разнообразными связями.

Зарядка для памяти

Различают долговременную и кратковременную память. Многие прекрасно помнят события многолетней давности, но забывают то, что было вчера. Или, придя в магазин, не могут вспомнить все, что хотели купить, и приносят домой только половину того, что планировали. Такие ситуации знакомы не только пожилым. Значит, в укреплении нуждается в первую очередь кратковременная память - она очень важна в повседневной жизни.

Разработано множество разнообразных упражнений для тренировки памяти. Их можно проводить в виде игры, даже коллективной. Это придаст занятиям азарт, и эффект окажется более ощутимым.

Упражнение 1. Ассоциации

Ведущий медленно читает вслух пары слов. Внимательно слушайте и постарайтесь запомнить. Затем попросите читать вам только первые слова из этих пар, а вторые записывайте по памяти.

 Начните с простых ассоциаций: лес - грибы, курица - яйцо, ножницы - бумага, лошадь - сено, книга - школа, бабочка - муха, паста - зубы, снег - зима, ручка - тетрадь, корова - молоко, река - кувшинка, груша - компот, лампа - вечер.

 Когда эти пары слов будут воспроизводиться легко, можно перейти к более сложным примерам: жук - кресло, перо - вода, очки - ошибка, колокольчик - память, голубь - отец, лейка - трамвай, гребенка - ветер, сапоги - котел, замок - мать, спичка - овца, терка - море, салазки - завод, рыба - пожар, топор - кисель.

Упражнение 2. Развитие и укрепление зрительного воображения

Ведущий называет какие-то образы, а вы, закрыв глаза, стараетесь вообразить соответствующие картины и запомнить их, чтобы потом воспроизвести. Может быть названо все что угодно, например: 1) лев, нападающий на антилопу; 2) собака, виляющая хвостом; 3) миндальное печенье в коробке; 4) молния в темноте; 5) пятно на одежде; 6) море, сверкающее на солнце; 7) крик ужаса в ночи.

 Предположим, вы выслушали весь этот список - теперь воспроизведите его. Если вспомните более шести образов, упражнение выполнено успешно.

Упражнение 3. Тренировка восприятия информации на слух

Ведущий произносит вслух десять произвольных слов. Например: лето, железо, человек, гора, яблоко, чашка, юг, вперед, лампа, поезд. Прослушав их все, постарайтесь воспроизвести - обязательно в том же порядке.

Упражнение 4. Забытый список

 Перед тем как пойти в магазин, запишите все, что хотите купить, на листочке. Несколько раз прочитайте список (вслух или про себя) и идите в магазин, оставив листок дома (в первое время можно брать его с собой для самопроверки). Так обычные походы по магазинам помогут вам тренировать память, не прикладывая специальных усилий.

Память и питание

Для достижения хорошего результата обращайте внимание и на питание. Важно получать с ним необходимые вещества для стимулирования работы мозга. Включайте в свой рацион продукты, содержащие витамины В, С, F. Это в первую очередь фрукты, морепродукты, черный шоколад.

О строгих диетах лучше забыть. Люди, часто придерживающиеся диет, отличаются плохой памятью - их мозг тоже «голодает». Но калорийность пищи не должна быть высокой.

 Сбалансированный рацион, специальные методики и упражнения помогут справиться с забывчивостью. Конечно, способности у всех разные, но, проявив терпение и настойчивость, каждый сможет улучшить память и повысить качество жизни.

 

 

 

    Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных.
    2017 - г. Официальный сайт ОГБПОУ «Усть-Ордынский медицинский колледж им. Шобогорова М.Ш.»

    Сообщение об ошибке
    Закрыть
    Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
    Расположение ошибки:
    Текст ошибки:
    Комментарий или отзыв о сайте: